Сегодня мы поговорим с вами о самых главных людях, на которых держится этот мир. Нет, не о врачах, и не об учителях, хотя они очень важны. О предпринимателях, владельцах (хозяевах) бизнесов. Тех, кто создает товары и услуги, кто обеспечивает вас рабочими местами, государство - налогами, врачей и учителей - зарплатой, а пенсионеров - пенсиями.

Итак, кто же такой владелец бизнеса? Это человек, который рискнул всем: своими деньгами, именем и репутацией, свободным временем и спокойным сном, а, возможно, и жизнью. Для чего? Для того, чтобы сделать в этом мире что-то новое, и предложить это рынку - естественно с выгодой для себя. Хотя, заметим, свою выгоду владелец получает последним - только после того, как расплатится с поставщиками, арендодателями, сотрудниками, банками, государством, и т.д. И только если она останется. А бывает так, что приходится несколько месяцев подряд "закрывать дыры" в бюджете бизнеса из своего кармана.

Я сам бизнесмен. Поэтому все написанное в этой статье основывается с одной стороны на моем личном опыте как владельца, с другой - на моем консалтинговом опыте. Мои самые любимые и успешные клиенты - именно владельцы.

Почему о владельцах

Почему именно сейчас актуально поговорить о владельцах бизнесов (точнее, актуально - всегда, но сейчас особенно)? Потому что сейчас практически все озабочены тем, как выбраться из кризиса. Кризис - это очень большая переделка всей экономики, всей страны и мира. И именно от бизнесменов зависит то, какой станет Россия. Повторюсь: в основном от бизнесменов, а не от государства. Оно (в идеале) задает правила игры и следит за их соблюдением. А играть по ним - задача бизнеса. Потому что если не будет бизнеса, то не будет ни рабочих мест, ни налогов, ни самого государства.

В России прослойка бизнесменов еще очень тонкая. И это неудивительно. 70 лет у нас истребляли всех людей, имеющих хоть какие-то задатки предприимчивости. Поэтому мы имеем то, что имеем. Мы неплохо жили последние несколько лет? Да, но только благодаря дорогой нефти. Просто нам с вами повезло - один из немногих товаров, который Россия производит для внешнего рынка, запредельно подорожал. Вот и все, остальное - пропаганда. Реальное производство в нашей стране сейчас еще не дотягивает даже до советского уровня. А его эффективность - просто слезы. Хуже - только в странах типа Зимбабве. Конечно, у нас есть эффективные компании, но их доля невелика.

Поэтому сейчас главная надежда России не Стабфонд. Конечно, он поможет, но проесть его дело нехитрое. Главная надежда - что появится достаточное количество людей, которые начнут действительно делать что-то, что востребовано и конкурентоспособно на мировом рынке. Южная Корея еще 40 лет назад была отсталой аграрной страной. А сейчас? Почти все жидкокристаллические экраны и компьютерная память производятся именно там. То же и Япония, Тайвань, Малайзия, Гонконг, Сингапур и т.д. А мы то что? А мы нефть проедаем, да лес рубим. Молодцы, блин…

То есть надо что-то производить (товары, услуги), причем делать эффективно. Кстати, и наш президент говорит примерно о том же. Так что надежды есть. Но делать-то кто будет, президент что ли? Мы с вами и будем!

Кто же организует людей? В "партию и правительство" верить - неразумно, вроде бы уже все в этом убедились. Так вот: людей организуют именно бизнесмены! Они придумывают новые направления, рискуют, вкладывают деньги, нанимают людей. Получается не всегда, но гарантий в этом мире не даст даже Господь Бог. Поэтому чем больше в стране будет предпринимателей, тем больше у нас шансов стать успешной и богатой страной (богатой не только нефтью и лесом, которые все равно скоро кончатся, если их так транжирить, а технологиями и деньгами).

Я не большой поклонник Америки (Осетия, Ирак и т.д.). Но надо признать, что много хорошего там все же есть. Главное - это здоровый предпринимательский климат (открыть новый бизнес занимает 1 день!) и культ предпринимательства, который воспитывается с детства. Хочешь быть успешным - создай свое дело! Мы же узнали о бизнесе уже в зрелом возрасте, а идея открыть свое дело многим еще пока кажется нереальной. Поэтому давайте брать у других стран самое лучшее. Например - "всеобщее предпринимательство".

Всегда ли собственник эффективен?

Ну конечно, нет! При всем моем уважении к бизнесменам, они же - основной источник рисков для своих компаний. Потому что все мы люди, а люди не идеальны. И все свои человеческие особенности переносим, в том числе, и на свой бизнес. Как говорится "покажи мне свой бизнес, и я скажу тебе, кто ты". Действительно, бизнес "говорит" о его владельце не меньше, чем жена или муж.

У кого-то бизнес "прет" (ну или "пер" до кризиса), у кого-то - еле плетется.

У одного на работе все заняты делом, у другого - сплошь интриги и клановость.

У одного фирма - это "семья" со всеми полюсами и минусами, у другого - деловая команда, у кого-то - концлагерь.

Один платит сотрудникам "с барского плеча", другой - по результатам.

Один рулит сам, другой нанимает управляющего.

У одного порядок, у другого - бардак.

И т.д. - продолжать можно бесконечно.

Основные типы владельцев

Бизнесменами становятся разные люди и разными путями. Ниже я привожу свою классификацию, которая выработалась у меня как у консультанта. Она не претендует на конечную истину (бывают смешанные типы и т.д.), но дает некоторые полезные ориентиры.

Фрилансер-одиночка

Он работает сам на себя. Но бизнесменом его назвать сложно, хотя предпринимателем - пожалуй, да. Бизнес - это система, которая может (в принципе) работать без участия своего владельца. А здесь: уехал в отпуск - и все встало

Теперь, собственно, о бизнесменах.

Трудяга

Наверное, самый распространенный в России тип владельца мелко-среднего бизнеса.

Сам создал бизнес, как правило, с нуля. Порой - после того, как был уволен с работы (или сам ушел). Часто разбирается в предмете бизнеса лучше каждого своего сотрудника, т.к. прошел все этапы: часто на заре бизнеса сам оказывал клиентам услуги, и сам же их продавал. А иногда делает это и по сей день. Очень авторитетен в коллективе и у клиентов.

Основная беда - часто все завязано лично на него: от клиентов до покраски стен в офисе. Он работает по 16 часов в сутки, и все равно всего не успевает. Поэтому и бизнес доходит до пределов своего роста (обычно около 50 человек), а потом либо стагнирует, либо сжимается, либо "пульсирует" (то растет, то сжимается).

Что делать? Формализовывать бизнес, конечно. Так, чтобы бизнесом руководили не только вы лично, но и команда управленцев. С прицелом на то, чтобы "вырастить" грамотного управляющего, которому отдать должность если уж не генерального директора, то уж исполнительного с правом подписи - точно. Это тяжело психологически, но другого пути нет. Подумайте: вы для бизнеса или бизнес для вас? Кстати, передав этот бизнес в управление, вы сможете заняться новым.

Естественно, что передать бизнес в том виде, в котором он есть, обычно нереально - все быстро развалится. Именно поэтому надо перевести его в стадию регулярного менеджмента, когда работа строится не через "вашу мать", а через четко отлаженные механизмы. Описаны процессы, понятны цели каждого подразделения и должности. Выстроена система контроля и система мотивации, которая даже в ваше отсутствие направляет всех сотрудников, начиная с управляющего, в нужную вам и бизнесу сторону.

"Трудяги" обычно учатся охотно, а все знания и навыки принимают с большой благодарностью, т.к. на ходу придумывают, куда их приспособить в своем бизнесе. Им обычно бывает полезно все, но, пожалуй, самое актуальное - навыки управления людьми, делегирования, а также системного построения бизнеса. Хотя самые типичные запросы - как увеличить продажи, где найти толковых людей и как мотивировать персонал.

"Трудяга" - мой любимый типаж владельца. Ему действительно важен его бизнес и он болеет за него душой. Если говорить о консалтинговых проектах, то именно с "трудягой" организационные преобразования проходят лучше всего: уж если он поверил в перемены, то доведет дело до конца. Хотя по ходу многое придется объяснять с нуля: обычно это люди "от сохи", т.е. успешные практики, но без особой подготовки.

"Мозг"

Во главе многих бизнесов стоят очень умные люди: выпускники МГУ, МИФИ, ФизТеха, Бауманки, и т.д. Особенно, их много в компьютерном бизнесе. У таких людейбизнес, как правило, изначально строится разумно. Обычно в компании внедрены современные ИТ-системы. И в целом дела обстоят весьма хорошо.

Из типичных перекосов: чрезмерное увлечение ИТ, когда создается иллюзия, что стОит, к примеру поставить Project Server, - и управление проектами у нас наладится. А на самом деле, это иллюзия: сначала надо построить и отладить бизнес как систему, и только топом - ее автоматизировать. А попутно - вовлечь и обучить весь персонал: от топов до рядовых исполнителей. Иначе компьютеры - просто гора железа.

Ну и нестареющая тема - управление людьми: часто "мозгу" кажется, что человек должен быть таким же элементом системы, как и компьютеры. Увы, как сказал кто-то из великих: "Бизнес - это очень простая вещь. Единственная сложность в нем - это люди"

Инвестор

Человек вложил деньги в бизнес, и надеется, что, как минимум, вернет их, а лучше - с прибылью. Здесь успех зависит от того, кто управляет вашим бизнесом, и насколько управляющий компетентен и порядочен, а бизнес - прозрачен и эффективен. Хорошим инвестором может быть только зрелый человек, который "понюхал пороху", сам не раз создавал успешные бизнесы. Иначе, даже если у вас есть деньги, то вы их с высокой вероятностью потеряете.

Грамотный инвестор должен хорошо разбираться в:

Финансах: бизнес строится на расчетах.

Той сфере бизнеса, куда он инвестирует деньги (это одно из правил самого успешного инвестора в мире Уоррена Баффета). Желательно еще и любить эту сферу.

Людях: важно понимать, кому ты собираешься доверить свои деньги.

Ну и иметь хорошую интуицию на первое, второе и третье

Важно выстроить систему контроля, которая позволит вам с минимальными затратами времени понимать состояние дел в бизнесе.

Желательно обладать хорошими связями в самых разных сферах и структурах. Потому что любые серьезные проблемы вашего бизнеса решать будете именно вы. Равно как и привлекать ключевых клиентов.

"Крыша"

Очень российский вариант. Политик, чиновник, "авторитет" и т.д. Как правило, сам не разбирается в данном бизнесе, а часто - вообще интересуется только прибылью. Это сложный случай для консалтинга, т.к. по сути, собственник недоступен, а права управляющего ограничены. Такие компании часто существуют только за счет связей и влияния твоей "крыши", то есть, по своей сути, - нерыночны. Поэтому не будем много о них говорить. Как искать "крышу" или работать с ней - это не ко мне. Я - сторонник свободного рынка, когда сильнейшего должен в конкурентной борьбе выбирать клиент, а не чья-то "волосатая лапа". Так что чем таких компаний будет меньше, тем лучше. Вот и президент наш говорит о том же. Попробуем поверить…

Продолжение следует ...