Безопасное увольнение персонала. Как уволить сотрудника, если он этого не хочет
Проблема «человеческого фактора» стоит перед любой организацией не зависимо от того, чем она занимается, где находится и сколько людей в ней работает. Что я понимаю под безопасным увольнением? Это такое увольнение, после которого сотрудник не создаст проблем организации своим последующим восстановлением, переманиванием в другую компанию своих бывших коллег, опубликованием негативной информации в Интернете и т.д. Несправедливость нашего трудового законодательства заключается в том, что работник в любое время может уволиться, например, по собственному желанию, а работодатель может уволить сотрудника только в определенных ситуациях, изложенных в Трудовом кодексе. И зачастую работники не хотят увольняться и считают, что работодатели должны обеспечивать их работой и заработком до конца жизни. Хотя ни по профессиональным, ни по этическим характеристикам они этого работодателя больше не устраивают. Руководитель хочет, чтобы в его организации трудились только лучшие и его можно понять. И ставится задача перед кадровиком, юристом, безопасником и непосредственным начальником уволить худших и нерадивых сотрудников. А если они не найдут способ уволить сотрудника, то сами будут уволены. Процесс увольнения очень творческий и только наполовину это юридические вопросы. Вторая половина — это психология. Чтобы человек что-то сделал (например, уволился) надо, чтобы он этого сам захотел. А здесь без психологии никуда. Об юридических и психологических тонкостях при увольнении и будет этот семинар.
В программе курса повышения квалификации
- нормы Трудового кодекса, регламентирующие увольнение сотрудников. Общие основания прекращения трудового договора. Позиции судов при рассмотрении трудовых споров о неправомерном увольнении. Обзор судебной практики. Какие статьи увольнения практически не оспариваются в судах. Методы, применяемые адвокатами для защиты своих клиентов в трудовых спорах;
- порядок взаимодействия подразделений и должностных лиц компании по вопросам увольнения персонала. Определение методов увольнения применительно к различным должностям. Расставание с сотрудников, который может представлять опасность при увольнении (топы, ИТ специалисты, бухгалтера, лица, имеющие доступ к коммерческой тайне и т.д.). Увольнение как компромисс между работником и работодателем;
- политика кадровой безопасности. Подготовительные мероприятия, предшествующие увольнению. Сбор и анализ информации о физическом лице по методу SMICE. Формирование материалов и досье на сотрудника, позволяющие убедить его уволиться. Провокационные мероприятия в кадровой работе;
- формирование психологических портретов сотрудников. Психологические приемы, применяемые для убеждения сотрудника уволиться. Что лучше - соглашение сторон или собственное желание. Что сделать, чтобы сотрудник не смог передумать. Борьба компроматов. Имиджевые и репутационные аспекты воздействия на увольняющегося сотрудника;
- формирование кодекса корпоративной этики и использование его требований при увольнении сотрудника. Использование различных ролевых игр в процессе применения на практике требований кодекса корпоративной этике;
- осуществление комплаенс-контроля за сотрудниками компании. Применение его результатов для воздействия на сотрудника;
- как расстаться с непрофессионалами. Испытание как способ оценки квалификации. Увольнение сотрудника не прошедшего испытания. Правила работы аттестационных комиссий для подтверждения квалификации;
- сокращение штатов или изменение условий трудового договора как способ избавиться от ненужных сотрудников. Процедуры применения на практике;
- как уволить сотрудника, к которому утрачено доверие. Особенности увольнения материально ответственных лиц. Процедуры проведения инвентаризации имущества и иных активов;
- право работодателя на увольнение сотрудника из-за неоднократного неисполнения им трудовых обязанностей или за однократное грубое нарушение. Особенности использования этого права и процессуальные нормы, которые должны при этом соблюдаться;
- профсоюзы как элемент защиты сотрудника при увольнении. Как убедить профсоюз согласовать процедуры увольнения. Способы достижения лояльности членов профсоюза по отношению к работодателю;
- проведение внутренних проверок и расследований в случае привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности в виде увольнения. Особенности проведения расследований по фактам разглашения конфиденциальной информации, появления на работе в состоянии опьянения, прогула и иных действий, попадающих под понятие грубое нарушение;
- использование полиграфа (детектора лжи) при проведении внутренних проверок и расследований. Контактный или бесконтактный полиграф, что лучше? Правовая и организационная сторона вопроса. Можно ли обмануть полиграф?
- документальное оформление результатов внутренних проверок (расследований). Возможность использования результатов в качестве доказательства вины сотрудника. Взаимоотношение с правоохранительными и иными государственными органами по привлечению сотрудника к административной или уголовной ответственности;
Практикум: разделение аудитории на две части и использование ролевых игр (половина аудитории — это работники, а половина работодатели) при различных ситуациях, связанных с увольнением сотрудников.
Для кого предназначен курс повышения квалификации
- директора предприятий, руководители подразделений и бизнес единиц.
- заместители руководителей предприятий по безопасности, директора по безопасности.
- директора и специалисты по HR.
- руководители и сотрудники служб безопасности предприятия.
- корпоративные юристы.
Метод ведения
Очное
Лекция, практические занятия
Раздаточные материалы
Методические материалы в печатном виде и на электронных носителях.