Модель компетенций – практика разработки и применения
Модели компетенций – эффективный инструмент управления персоналом, который позволяет унифицировать требования к сотрудникам и объединяет все составляющие кадровой работы: подбор сотрудников, проведение оценочных и аттестационных мероприятий, компенсации и льготы, формирование кадрового резерва и системы обучения персонала. Стандартные, готовые модели компетенций требуют обязательной подстройки под специфику организации. Намного рациональнее разрабатывать собственные модели компетенций. О том, как это делается, будет рассказано на семинаре
В программе семинара
Понятие компетенции
- Традиционные подходы к описанию должностей: должностные инструкции, квалификационные требования, паспорта позиций.
- Понятие компетенции (определение, специфика, отличие от традиционных методов описания должностей). Ключевые и дополнительные компетенции.
- Компетенции как инструмент управления персоналом. Какие бизнес-процессы в сфере управления персоналом можно построить, используя компетенции.
- Модель компетенций: описание компетенций, поведенческие индикаторы, профили успеха, балльные оценки. Виды моделей компетенций. Корпоративные и профессиональные компетенции.
- Связь корпоративной модели компетенций со стратегией развития бизнеса.
Разработка модели компетенций
- Подходы к разработке модели компетенций. Разработка модели компетенции на основе описания деятельности. Методы, используемые при разработке модели компетенций: анализ документов, интервью, стратегические совещания и т.д.
- Выделение ключевых компетенций и их поуровневое описание через поведенческие индикаторы
Практикум: разработка модели компетенций с использованием метода стратегических совещаний.
Применение модели компетенций в HR-практике
- Использование компетенций при рекрутменте. Требования к должности и критерии отбора. Проведение интервью по компетенциям.
- Компетенции как ключевой элемент системы управления эффективностью: формулировка и трансляция требований к персоналу и оценка их выполнения. Проведение аттестации на основе компетенций.
- Использование компетенций в системе компенсаций и льгот. Связь модели компетенций и системы грейдов.
- Использование компетенций для оценки потенциала сотрудников. Выявление кадрового резерва. Оценка методом ассессмент-центра.
- Использование модели компетенций при формировании системы обучения и развития персонала.
Практикум: интервью по компетенциям. Оценка компетенций участников с использованием метода ассессмент-центра.
Результат посещения семинара
- знания и навыки, необходимые для разработки и применения модели компетенций
- знания о современных тенденциях и связи корпоративной модели компетенций со стратегией развития
- практические инструменты для применения в своей организации.