Разработка моделей компетенций и оценка персонала. (Курс повышения квалификации)
семинар
Цель семинара
Получить подробные прикладные знания о компетенциях, научиться, разрабатывать модели компетенций, расшифровывать и интерпретировать значение компетенций; освоить приемы выделения ключевых компетенций для компании и для индивидуальной работы сотрудников; обучится методам и освоить инструменты оценки эффективности сотрудников по компетенциям, составлять документацию для проведения оценки по компетенциям, сводить данные по результатам оценки и делать корректные заключения об эффективности персонала в компании.
В программе семинара
Модели компетенций и управления знаниями в организации
Концептуальные основы разработки компетенций:
- Понятие компетенций в различных подходах: Дэвид К. МакКлелланд, Лайл Спенсер, Ричард Бояцис, Стив Уиддет и Сара Холлифорд.
- Цели и задачи создания моделей компетенций для компании.
- Принципы применения компетентностного подхода в управлении организацией.
Упражнение «Компетентность и компетенции».
Компетенции как ресурс компании:
- «Знания» компании как функционирующей хозяйственной единицы.
- Концепция Питера Дракера об устаревающих знаниях в организации.
- Теория организационного научения (Оrganisational learning).
- Питер Сенге. Предприятие как система, способная создавать и осваивать новые знания.
- Теория интеллектуального капитала К – Э. Свейби, М. Мэлоун, Т. Стюарта.
- Джеймс Брайан Куинн. Знания компании - нематериальный актив.
Анализ. Дискуссия. Обсуждение. Упражнение на выявления целесообразности предлагаемых концепций для практики российских компаний.
Модели компетенций как корпоративные стандарты качества.
- Модель компетенций 20 граней "De tech-Development Technologies".
- Модель компетенций 9 кластеров Норильского Никеля.
Анализ. Оценка преемственности для других компаний.
Программа формирования компетенций:
- Цели обучения – методы обучения – методы оценки = результаты обучения.
- Определение/содержание и сущностные характеристики компетенции.
- Порядок формирования профессиональных компетенций.
- Механизм освоения и развития компетенций в компании.
Деловая игра «Вижу не то, что кажется. Понимаю не то, что видится».
Схема формирования компетенций специалиста:
- Способы формирование адекватного представления о новом предмете (объекте).
- Методы овладения знанием - как объектом применения.
- Средства приведения к результату.
- Техника разработки обучающей конструкции, интерактивные методы в обучении.
- Создание новых образов об объектах обучения, инициативные методы овладения новыми компетенциями.
Упражнение. Разработка плана обучения сотрудника новым компетенциям.
Методология разработки моделей компетенций
Определение потребности в развитии компетенций:
- Методы выявления недостающих компетенций.
- Инструменты аудита компетенций сотрудников.
- Оценка уровня компетенций сотрудников.
Решение кейсов:
Кейс «Верное управленческое решение».
Кейс «Способный сотрудник».
Кейс «Уникальный сотрудник».
Разработка словаря компетенций:
- Коммуникативные.
- Личностные.
- Профессиональные.
- Поведенческие (социальные).
- Мотивационные.
- Аналитические.
- Предпринимательские.
- Исполнительские.
- Управленческие.
- Креативные.
- Лидерские.
Моделирование кластеров компетенцийи их расшифровка.
Надпрофессиональные компетенции:
- Межкультурная.
- Социальная.
- Личностная.
- Политическая.
- Эмоциональная.
Моделирование групп надпрофессиональных компетенций и их интерпретация.
Разработка модели компетенций Лайла Спенсера:
- Достижение и действие.
- Помощь и обслуживание других.
- Кластер Воздействия и Оказания влияния.
- Менеджерские компетенции.
- Когнитивные компетенции.
- Личная эффективность.
Упражнение. Разработка компетенций на основе предложенной модели Л. Спенсера для решения индивидуальных задач компании.
Проектирование модели компетенций:
- Технические специалисты и профессионалы.
- Продавцы.
- Работники служб социальной и прочей помощи.
- Предприниматели.
Моделирование. Создание модели компетенций для одной из предложенных групп работников.
Ключевые функциональные задачи службы и требуемые компетенции:
Функция мотивации и компенсаций.
- Планирования, найма, перемещения и высвобождения кадров.
- Обучения и развития.
- Кадрового делопроизводства.
- Оценки эффективности и результативности труда.
Решение задачи. Систематизация, объединение и распределение функциональных задач по должностям в службе HR.
Модели компетенций объединенных функций по управлению персоналом.
- Брайан Беккер. Профессиональные компетенции HR.
- Майкл Армстронг. Компетентность в управлении HR.
- HR – компетенции в концепциях российских экспертов.
Анализ. Обобщение предложенных компетенций в кластеры, выделение ключевых и второстепенных в зависимости от специфики бизнеса и культуры компании.
Профиль компетенций менеджера отдела по управлению персоналом:
- Профиль компетенций менеджера по обучению персонала.
- Профиль компетенций менеджера по подбору персонала.
- Профиль компетенций менеджера по мотивации.
Моделирование. Разработка форма (листа) оценки менеджера по персоналу.
Профессиональные компетенции руководителей
Ключевые компетенции менеджера среднего звена: разработка, оценка и интерпретация. Управленческие (административные) компетенции.
- Знания юридических норм управления людьми в организации.
- Владение приемами управления, делегирования и контроля.
- Навыки оценки эффективности сотрудников и поощрения.
- Навыки планирования и прогнозирования.
- Навыки организации групповой и командной работы.
Надпрофессиональные компетенции:
- Компетенции тайм-менеджмента.
- Компетенции управления конфликтами.
- Микроменеджмент: знания, умения и навыки.
- Формирование профессионально - коммуникативной компетенции менеджеров.
Упражнение. Определение личностных компетенций руководителя в зависимости от уровня и позиции должности в структуре компании.
Деловая игра «Руководитель на переговорах».
Компетенции эмоционального лидерства Ричарда Бояциса:
- Компетенции эмоционального лидерства.
- Самосознание.
- Самоконтроль.
- Социальная чуткость.
- Управление отношениями.
Решение кейсов:
Кейс «Компетентный менеджер».
Кейс «Стремительная карьера».
Межкультурная коммуникация как компонент профессиональной компетентности менеджера.
- Понятие, содержание и ценность межкультурной компетенции.
- Кросскультурный менеджмент на языке компетенций.
- Приемы освоения и применения межкультурной компетенции менеджером.
- Методы измерения результата освоения компетенций.
- Индивидуальная карта компетенций менеджера.
Моделирование кластера межкультурной компетенции как межперсональное интерактивное взаимодействие представителей различных национальных культур.
Профиль компетенций директора (руководителя) службы управления персоналом.
- Функциональные и линейные задачи HR-директора в зависимости от специфических черт компании.
- Ключевые профессиональные компетенции управления HR-системой.
- Набор компетенций для эффективного управления HR-командой.
- Надпрофессиональные компетенции эффективного HR- руководителя.
Моделирование. Разработка форма (листа) оценки руководителя службы по управлению персоналом.
Профиль компетенций руководителей в разных секторах бизнеса (производство, продажи, услуги).
- Менеджер отдела маркетинга.
- Менеджер отдела по работе с клиентами.
- Менеджер отдела продаж.
- Менеджер административного отдела (ИТ, секретариат, техперсонал).
Решение кейсов:
Кейс «Автобаза № 15».
Кейс «Супермаркет».
Кейс «Клиринговая компания».
Кейс «Бутик».
Кейс «Ивент-агентство».
Упражнение. Составляется профиль наиболее корректных компетенций сотрудников на должностях в зависимости от особенностей бизнеса.
Оценка эффективности персонала по компетенциям
Цели оценки эффективности сотрудников по компетенциям:
- Оценка уровня и качества корпоративной культуры компании.
- Оценка организационного поведения.
- Оценка компетенций для создания кадрового резерва.
- Планирование обучения и развития.
- Выявление и развития уникальных (талантливых) сотрудников.
- Оптимизация должностных функций и расходов на оплату труда.
- Высвобождение сотрудников (сокращение кадрового состава).
Анализ. Логическая подстановка. Упражнение. Определить содержание и предмет оценки в зависимости от целей компании. Назвать ключевые оцениваемые компетенции.
Компетенции как предмет оценки эффективности труда работников:
- Модели рабочего поведения.
- Личностные характеристики.
- Способности и потенциал сотрудников.
- Возможности и факторы, влияющие на эффективность применения компетенций сотрудниками.
Анализ. Логическая подстановка. Определяется предмет оценки (что оценивать в работе сотрудников) в зависимости от целей оценки.
Методы оценки компетенций:
- Основные недостатки оценки эффективности сотрудников по компетенциям и способы их устранения.
- Алгоритм выбора наиболее корректного метода оценки.
- Разработка оценочных градаций и шкал.
- Оценка компетенций методом 360 градусов.
Решение кейса «Оценка на 100%».
Упражнение. Разработка листа оценки сотрудника с четырех сторон в рамках метода 360.
Рейтинговые методы оценки компетенций:
- Метод шкалы наблюдения за поведением (BehavioralObservationScales).
- Метод оценки по решающей ситуации (Critical Incident Method).
- Метод ранжирования.
Упражнение. Разработка форм оценки моделей поведения работника рейтинговым методом.
Интервью по компетенциям:
- Разработка сценария оценочного интервью.
- Работа с информацией во время интервью.
- Интерпретация полученной информации о компетенциях.
Деловая игра. Инсценировка оценочного интервью по компетенциям.
Инструменты оценки: разработка форм и листов оценки:
- Тестирование.
- Анкетирование.
- Опрос.
- Кейсы.
- Инсценировка.
- Виртуальные проекты.
Моделирование ситуаций, включающих корректный выбор метода, инструментов, кластеров компетенций в зависимости от целей должности, уровня, профессиональной области деятельности.
Модель оценки эффективности сотрудников по компетенциям:
- Ключевые компетенции для выполнения функциональных задач.
- Расшифровки компетенций и индикаторы их измерения.
- Форма (лист) оценки сотрудника.
Упражнение. Разработка листа оценки по компетенциям.
Для кого предназначен семинар
Курс предназначен для: специалистов и руководителей подразделений по управлению персоналом и линейных руководителей участвующих в обучении, развитии и оценке компетенций своих сотрудников.
Отзывы
Похожие курсы
Посмотрите похожие семинары по оценке и аттестации персонала (233) и выбирайте подходящее! Обращаем ваше внимание на обучение по персоналу (203), а также вам могут быть интересны семинар по бухучету (187), полный список курсов и приятная скидка!
